• Производитель:
  • Артикул:
    00173-kd
  • Размеры (Д x Ш x В):
    - x 60.00 x 14.00 см
  • Страна-производитель:
    Россия
  • заливка:
    да
  • Кейс:
    ширина 68 см толщина 16 см
  • Клетка светлая:
    береза пламенная
  • Клетка темная:
    махагон
  • Материал доски:
    массив африканского красного дерева с резными вставками из лимонного дерева
  • Размер доски:
    60 х 60 х 14 см
  • Размер клетки:
    5 см
  • Тип доски:
    нескладная
  • Шахматное поле:
    рояльный лак ( полиэфир )
  • Высота короля:
    13 см
  • Высота пешки:
    6,5 см
  • Диаметр основания Короля:
    3,5 см
  • Диаметр основания пешки:
    3 см
  • Фигуры светлые:
    колхидский самшит,
  • Фигуры темные:
    бубинга
808 500 ₽

Осенью 1598 го­да младший сын гер­цога Брауншвейг-Люнебургского Ав­густ продолжал свое двухлетнее путеше­ствие по Италии. Он вел дневник, и среди многих впечатле­ний о прекрасных городах Италии особое место занимает Венеция, которую он посетил трижды. Именно здесь знатный путешественник купил «Книгу об изобретательности и искусстве игры в шахматы» — итальянский перевод знаменитого труда испанца Рюи Лопеса.

Внимательно изучив свою покупку, Август решил создать книгу о шахматах для своих соотечественников. Мечта осуществилась: в 1616 году в Лейпциге была издана книга «Шахматы, или Королевская игра». Основную ее часть составляет перевод труда Лопеса, но есть также све­дения об истории и состоянии шахмат в Европе (впервые упоминается шахматная деревня Штрёбек) и даже — в далекой Московии: «Русские, или московиты, играют в шахматы очень остроумно и с особым усерди­ем; в этой игре они так искусны и опытны, что, по моему мнению, дру­гим народам с ними нелегко тягаться» (Пауль Одерборн, 1581).

Автор книги скрылся за псевдонимом Густавус Селенус, но... явно не хотел кануть в безвестность. Ведь Густавус — это Август на латыни, а Се­ленус — от греческой богини Селены, которую римляне называли Лу­ной. Родовое же имя герцогов Брауншвейг-Люнебургских происходит как раз от слова «Luna», так что налицо апокрифический характер псев­донима. Герцог-шахматист был человеком высокой образованности: он становился ректором двух университетов, а в своем замке собрал огромную по тем временам библиотеку в 180 тысяч томов! Умер он ровно че­рез полвека после выхода книги, обессмертившей его имя...

Но какое отношение ко всему этому имеют «лунные» шахматы, спро­сите вы? Самое прямое. В книге «Шахматы, или Королевская игра» была помещена гравюра на меди, изображающая игроков за доской. Они иг­рали фигурами очень необычной формы, которые впоследствии и полу­чили название «в стиле Селенуса». В принципе такая форма фигур поя­вилась в Германии раньше, но именно благодаря книге Селенуса она ста­ла быстро распространяться, в том числе и по другим странам — Авст­рии, Дании, Италии... Это объясняется не только совершенством формы фигур, но и тем, что герцог разослал экземпляры своей книги всей выс­шей аристократии германских кня­жеств, даже самому кайзеру!

Возникнув во време­на поздней готики и зарождения барокко, фигуры вобрали в себя свойственную готическому стилю устремленность ввысь, подчеркнутую ажурным орнамен­том, — и динамич­ность, совмещение реальности и иллю­зии, текучесть слож­ных криволинейных форм, характерные для барокко. «Верхнюю часть фи­гур венчает символический скелет, в образе которого всемогущая смерть смеется над шахматной игрой», — так современники описывали шахматы Селенуса. Это излюбленный сюжет средневековья: на доске ко­роли и пешки, а перед смертью — все равны!

«Селенус» резали из дерева и кости, отливали из серебра и золота, а знаменитые венецианские виртуозы даже выдували фужеры из стекла. С годами форма фигур претерпевала незначительные изменения. Так, в XVIII веке изящные розетки иногда вытачивали более тяжелыми — этот вариант немцы называли «воронье гнездо»...

А на последнем Конгрессе коллекционеров и историков шахмат в Санкт-Петербурге (1994) в одном из докладов, помню, прозвучало сооб­щение о том, что во Франции до сих пор там, где это гармонирует с ар­хитектурным ансамблем, существует мода подстригать деревья... «в сти­ле Селенуса»!

В Музее шахмат России выставлены два «Селенуса», оба из слоновой кости. Один, созданный в Германии в конце XVIII века, — с фигурами белого и красного цвета (традиция, существовавшая почти до XIX века). Король украшен двумя розетками, королева — од­ной, а верх увенчан зловещими скелетиками. Другой сделан в Дании в начале прошлого века. Королевскую чету здесь также украшают ажурные розетки, и очень выразительны кони — с лебединым изгибом шеи. Фи­гуры уже традиционные — белые и черные, причем абстрактные слоны и ла­дьи белых украшены черными «шляпками», а аналогичные фигуры чер­ных — белыми.

фигуры светлые –колхидский самшит,
фигуры темные - бубинга
все с утяжелением, основания подклеены замшей.

шахматное поле - рояльный лак (полиэфир)
клетка светлая – береза пламенная
клетка темная - махагон
корпус - массив африканского красного деревас резными вставками излимонного дерева
выдвижные лотки с мягким ложементом и ячейками для каждой фигуры, открываются нажатием, ножки подклеены замшей.

выполнен вручную из тонированногоясеняикрасного дерева, матовый лак,крышка открывается и удерживается в вертикальном положении, внутри мягкий ложемент.

король – высота 13см диаметр подставки 3,5см
пешка – высота 6,5см диаметр подставки 3см
доска – ширина 60см высота 14см клетка 5см
кейс – ширина 68см толщина 16см

 

Теги: !Шахматы Селенус Аристократ, Кадун, Шахматы Кадун